Как действует система контроля и надзора в области охраны труда

05.11.2024

В рамках совершенствования регулирующей политики государство трансформировало систему надзора над предпринимательской деятельностью. Вместо прежнего акцента на проверках, часто сопровождавшихся санкциями, внедрен инновационный риск-ориентированный подход.
Эта концепция нацелена на поощрение предпринимателей к добросовестному соблюдению законодательных требований. Механизмы надзора переориентированы с выявления нарушений на содействие предпринимателям в их устранении и профилактике.
Закон № 248-ФЗ от 31.07.2020 года воплотил в жизнь этот концептуальный подход. Он предусматривает применение разнообразных профилактических мер, таких как:
•    информирование о требованиях законодательства;
•    вынесение предостережений о возможных нарушениях;
•    проведение консультаций по соблюдению норм;
•    профилактические визиты, направленные на разъяснение требований и выявление рисков;
•    самообследование, позволяющее предпринимателям самостоятельно оценить свою деятельность на предмет соответствия законодательству.
Эффективная коммуникация в форме информирования и консультирования направлена на просвещение предпринимателей о действующих нормативных актах и их обязанностях. Она призвана предотвратить нарушения и обеспечить их соблюдение. В случае выявления несоответствий применяются меры предостережения, например, предоставление работодателю времени на корректировку внутренних документов в соответствии с новыми требованиями.
Самостоятельное оценивание позволяет работодателям своевременно выявлять потенциальные нарушения и принимать превентивные меры для устранения рисков. Это способствует успешному прохождению профилактических визитов, которые проводятся в формате личных встреч или видеоконференций.
Профилактические визиты особенно актуальны при изменении категории риска организации или в случае легких несчастных случаев у сотрудников. Основная цель таких визитов заключается в информировании работодателей о действующих требованиях, мерах по снижению категории риска и видах контроля, необходимых для обеспечения безопасных условий труда. Таким образом, профилактические визиты играют важную роль в предотвращении нарушений и повышении уровня безопасности на рабочих местах.
Организации, находящиеся под государственным надзором, имеют возможность инициировать понижение присвоенной им категории риска при условии подтверждения обоснованности такого шага. Однако это невозможно при наличии невыплаченной заработной платы сотрудникам или при возникновении несчастных случаев с тяжелыми последствиями в течение последнего года либо с летальным исходом в течение последних трех лет.
Государственный надзор подразделяет организации на пять категорий риска в зависимости от степени угрозы для жизни и здоровья работников. Для контроля исполнения законодательных требований чаще всего применяются следующие мероприятия:
•    Выездные проверки: инспекторы посещают объект для оценки соблюдения обязательных норм, включая проведение инструментальных исследований, экспертиз и испытаний.
•    Инспекционные визиты: предполагают взаимодействие инспектора и организации с целью обеспечения исполнения требований законодательства.
Современная система государственного надзора основывается на двусторонней стратегии, сочетающей профилактические меры и контроль. При этом приоритет отдается профилактике и сокращению административного давления на бизнес.